Международная Академия исследований будущего (IFRA)
Российское отделение — Академия прогнозирования
Рус | Eng
 
Об академии|Наука и искусство прогнозирования|Книги и публикации|Контактная информация
Главная страница    Книги и публикации

Прогностическое образование в России: опыт и перспективы.

Прогнозирование – межотраслевая наука. Главная ее ценность для современной эпохи, эпохи революции менеджмента, состоит в том, что она дает универсальную методику планирования, программирования и проектирования, - вообще управления социальными процессами путем «взвешивания» возможных и желаемых последствий принимаемых решений и соответствующей их корректировки. Овладение этой областью знания позволяет специалисту любой области отчетливо осознать ключевые тенденции реальной действительности. Высокая эффективность такой ориентации подготовки будущих специалистов во всех отраслях народного хозяйства доказана более, чем 30-и летней практикой как в нашей стране, так и за рубежом. Однако, если в США и странах Зап. Европы высшая школа применяет ее широко и повсеместно, в нашей стране ее использование носит до сих пор скорее спорадический и экспериментальный характер.

Учебные курсы прогнозирования (социального, экономического, естественнонаучного) до недавнего времени читались только в университетах в небольшом объеме (не более 32-34 часов) и при хроническом отсутствии унифицированных учебных программ, т.е. содержание курса отдавалось полностью на усмотрение автора, который мог быть историком, экономистом, философом, - ограничений не ставилось. Что касается технических ВУЗов и естественных факультетов университетов, то полноценные курсы прогностической науки там не читались совсем. Их заменяли конкретными методиками отраслевого прогнозирования, включая последние в содержании других учебных дисциплин.

С 2000 года положение с прогностическим образованием в стране несколько изменилось. Министерство Образования РФ включило в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования полноценный курс «Социальное прогнозирование и проектирование» (объем – 64 часа, отчетность – экзамен, курсовая работа) по целому ряду ведущих специальностей как обществоведческого, так и естественнонаучного направлений. Это важное решение. Оно позволит снизить напряженность проблемы прогностической грамотности современного отечественного специалиста, что немедленно самым благоприятным образом начнет влиять на организацию и управление народного хозяйства.

Сегодня перед отечественной высшей школой стоит следующая, более сложная задача этого профиля: подготовка профессионалов в области научного прогнозирования, а также специалистов в самых разных областях знания, обладающих знаниями профессионального прогнозирования.

Идея создания высшего учебного заведения по подготовке специалистов такого профиля принадлежит президенту Международной Академии Прогнозирования (исследований будущего) академику И.В. Бестужеву-Ладе. Она была реализована в 1997 году созданием при Международной Академии Прогнозирования учебного центра со статусом высшего учебного заведения. Учебный центр, названный Гуманитарно-Прогностической Академией, зарегистрирован Московской Регистрационной Палатой 31 июля 1997 года под № 066837 и лицензирован Министерством Образования РФ (лицензия № 24-0250 от 13 июля 2000 года). Создавая его, Академия Прогнозирования преследовала цели:

1. Впервые в нашей стране начать широко используемую в мировой практике подготовку специалистов (экономистов, юристов, психологов, социологов, экологов и т.д.), обладающих углубленными знаниями и навыками профессиональных управленцев.

2. Осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации научных и инженерных кадров исследователей – прогнозистов России и других стран (научные конференции, симпозиумы, семинары, школы и т.п.).

3. Вести научно-просветительскую деятельность среди: ? молодежи (школы молодого прогнозиста, летние прогностические курсы, семинары и т.п.) по изучению истории развития прогнозирования, научного наследия классиков прогностики и развития их идей в свете современной науки и практики; ? прогнозистов-непрофессионалов, специалистов в различных отраслях народного хозяйства, ведущих научные прогностические исследования перспектив развития своей отрасли (временные творческие коллективы, семинары по обмену опытом, другие формы работы).

Учредитель Гуманитарно-Прогностической Академии – Академия Прогнозирования (исследования будущего) – научное учреждение, входящее в международную систему футурологических академий, представленную кроме России и США, ведущими странами Европы, Азии и Африки. При этом она располагает широкой сетью региональных отделений (как в России, так и в других странах), ведущих интенсивную научно-исследовательскую и учебно-просветительскую деятельность. Учебному заведению, открытому ею, предоставлены максимально благоприятные условия стать ведущей организацией по обобщению передового международного опыта в области теории и практики прогнозирования и с учетом этого опыта формировать систему кадрового обеспечения отечественной прогностики.

Собственно учебный процесс в академии организован по нормам, учебным планам и программному обеспечению университетского образования. Сегодня в Академии работают пять факультетов: юридический, психологический, экономический, гостинично-ресторанного менеджмента, финансов и кредита. Планируется создание ряда новых факультетов, в частности, «социального прогнозирования».

Академия располагает достаточно основательной материальной базой для осуществления учебного процесса на уровне передовых высших учебных заведений. Имеется 5 компьютерных классов, оснащенных новейшими техническими средствами. Собрана учебная библиотека их 10000 томов, что дает возможность обеспечить всех без исключения студентов полным набором учебников на каждый семестр. Налажены прочные связи с учреждениями и предприятиями – базами для проведения производственной практики (научно-исследовательские институты, лаборатории, учебно-воспитательные учреждения, планово-экономические отделы предприятий и т.д.) С особой тщательностью осуществлялся подбор профессорско-преподавательских кадров. В Гуманитарно-прогностической Академии сотрудничают лучшие силы прогностической науки России и зарубежных стран. Преподавание общеобразовательных и профессиональных дисциплин ведется профессорами и доцентами Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, Российской Экономической Академии им. В.Г. Плеханова и ряда других ведущих вузов страны.

Важнейшим преимуществом и одновременно специфической особенностью образовательного процесса Гуманитарно-Прогностической Академии является обогащение учебных программ всех факультетов курсами, спецкурсами, элективными и факультативными курсами, семинарскими занятиями и различными видами практикумов, разного назначения практикой (учебной, производственной, ознакомительной) по теоретическим и прикладным проблемам современного прогнозирования и управления. Это позволяет достичь главную цель создания Гуманитарно-Прогностической Академии – подготовку нового типа специалиста народного хозяйства, наиболее адекватно соответствующего требованиям и идеалам современной России.

Конкретно это осуществляется следующим образом. Например, целью обучения студентов на факультете Экономики является:

  • общетеоретическая подготовка в области теории и практики рыночных отношений и выработка системы знаний и навыков, позволяющих ориентироваться в новых экономических условиях;
  • овладение знаниями и навыком высококвалифицированных специалистов в области управления с углубленным изучением общетеоретических специализированных управленческих курсов.

Для реализации этой цели набор дисциплин учебного плана ориентирован на изучение таких предметов, как: мировая экономика и экономика предприятия, управление предприятием, разработка управленческих решений и управление персоналом, стратегическое планирование, налоговая система, политика доходов и заработной платы, государственное регулирование экономики и экономическая политика, математические методы исследования экономики, математическое моделирование и т.д.

При этом, начиная с 3-го курса, в рамках специализации дается широкий набор прогностических дисциплин, изучение которых проходит по нормам полноценных академических курсов. Это:

  1. Прогнозирование, проектирование и моделирование в экономике.
  2. Прогностическое обоснование нововведений в экономике.
  3. Методика разработки прогноза в экономике.
  4. Поисковое прогнозирование в современном менеджменте.
  5. Нормативный прогноз в экономике.
  6. Экспертный сценарно-проностический мониторинг (методика и техника) современного менеджмента.
  7. Трендовое моделирование экономических явлений.

Перечень профессиональных прогностических дисциплин варьируется в зависимости от специальности. Например, для студентов-психологов он выглядит следующим образом:

  1. Прогнозирование, проектирование, и моделирование в психологической науке.
  2. Прогностический практикум в психологии.
  3. Прогнозное обоснование развития личности.
  4. Психологические основы исследований будущего.
  5. Прогностическое моделирование психологических процессов.
  6. Прогнозирование идеологических установок личности.
  7. Методологические основы прогнозирования образа личности.

Неизменным и обязательным для всех факультетов и специальностей является изучение курса «Истории и теории мирового и отечественного прогнозирования». Следует отметить, что именно этот курс ранее других был обеспечен учебником, написанным специально для студентов Академии ее Президентом академиком И.В. Бестужевым-Ладой и ректором Г.А. Наместниковой «Социальное прогнозирование» (курс лекций).

Создание такого учебного заведения как Гуманитарно-Прогностичекая Академия не может представляться как законченное одноразовое мероприятие. На сегодня день только приведен в действие механизм развития, как с точки зрения наличия факультетов, так и в структурно-региональном отношении. В 2002-ом и последующих годах планируется как создание новых подразделений (лабораторий, учебных и научно-исследовательских центров), так и расширение внешних связей в стране и за рубежом.



Наместникова Г.А.

Дата публикации на сайте: 22 февраля 2006 г.



комментарии: 0


© Международная Академия исследований будущего, 2007 - 2023