Международная Академия исследований будущего (IFRA)
Российское отделение — Академия прогнозирования
Рус | Eng
 
Об академии|Наука и искусство прогнозирования|Книги и публикации|Контактная информация
Главная страница    Наука и искусство прогнозирования

Метод ситуационного анализа

Автор: Ю.В. Сидельников

метод, объектом исследования которого является новая ситуация. Разработан Е.М. Примаковым, В.И. Гантманом и В.И. Любченко в 1970-е гг. Типичными проблемами ситуативного характера являются, например, международные конфликты и кризисы. В случае рассмотрения проблем иного типа эффективны другие методы. Ситуационный анализ (СА) позволяет организовывать и направлять процесс активного сбора, оценки и переработки имеющейся первичной информации и воспроизводства новой, вторичной информации как аналитического, так и прогнозного характера. Ситуационный анализ проводится в три этапа. В первоначальном варианте метода оптимальным считалось использование 25—30 экспертов. В дальнейшем это количество сократилось. На первом этапе назначают эксперта-руководителя СА, который отвечает на всех трех этапах за методологические, организационные и редакционные вопросы. Цель первого этапа — создание группой экспертов (максимум из шести человек) аналитического сценария ситуации как целостной динамической системы (подсистемы) с присущими ей внутренней структурой и внешними взаимосвязями. Эта сценарно-редакционная группа вместе с ее руководителем уточняет формулировку темы (задания), разрабатывает и представляет на утверждение установочную записку и сценарий, анкеты для формализованного опроса экспертов, а также подбирает экспертов для второго этапа ситуационного анализа. Сценарий представляет собой разбиение исследуемой проблемы на ряд подпроблем, которые, в свою очередь, разбиваются на еще более частные подпроблемы и так далее. Каждая подпроблема любого уровня при разбиении должна члениться на непересекающееся множество подпроблем следующего уровня. В целом сценарий схематично представляет собой дерево с одним корнем (нулевой уровень). В идеальном случае (если в ходе коллективной экспертизы не появится необходимость переструктурирования проблемы) сценарий одновременно становится итоговым документом. Проблемы самого нижнего уровня формулируются как вопросы к экспертам. Совокупность вопросов, зафиксированная и утвержденная редакционной группой, представляется как анкета на втором этапе ситуационного анализа. Второй, основной этап начинается с вступительной речи руководителя-эксперта. Он напоминает основные правила проводимой экспертизы: - экспертиза неофициальна, поэтому каждый эксперт высказывает не точку зрения своей организации, а исключительно свое личное мнение как специалиста; - экспертиза анонимна в том смысле, что в итоговом документе высказанные точки зрения не соотносятся с конкретными фамилиями; - экспертиза конфиденциальна, поэтому содержание выступлений и сам факт проведения СА не подлежат разглашению ни устно, ни в открытой печати, а конспектирование в ходе коллективной экспертизы и вынос анкет формализованного опроса не разрешаются. Затем эксперты поочередно выступают с десятиминутным «домашним заданием». Их выступления основываются на материалах (включая анкету), разосланных за несколько дней до второго этапа. В ходе выступления эксперты озвучивают возникшие у них вопросы и обсуждают полученные ответы. Этот этап СА продолжается в зависимости от сложности проблемы один-два дня. Цель второго этапа — получение большого объема разноплановых экспертных оценок индивидуального и коллективного характера. На третьем, заключительном этапе СА редакционно-сценарная группа, включающая по желанию руководителя и экспертов из основной группы, готовит заключительный аналитический документ. Руководитель СА утверждает его окончательную редакцию.



© Международная Академия исследований будущего, 2007 - 2012
© Создание сайта: Goodsign™, 2007